26 июля 1899 года в рамках программы строительства военных кораблей для
Дальнего Востока на французской верфи "Форж и Шантье" в Тулоне по
заказу русского правительства был заложен новый броненосец, получивший
имя "Цесаревич". По заданию Морского технического комитета проект
броненосца разработал французский инженер А. Лаган. "Цесаревич" стал
первым в мире эскадренный броненосец, корпус которого по ватерлинии был
защищен двумя непрерывными рядами броневых плит и имел улучшенную
противоминную защиту. Корабль имел мощное по тем временам вооружение,
(4 305-мм, 12 152-мм пушек Обуховского завода в двухорудийных башнях,
20 75-мм и 20 47-мм пушек), 18-узловую скорость и хорошую мореходность.
Его водоизмещение составило около 13 тысяч тонн.
С русской стороны за строительством броненосца наблюдали корабельный
инженер К.П. Боклевский и его будущий командир капитан I ранга И.К.
Григорович. 10 февраля 1901 года "Цесаревич" был спущен на воду, а 21
августа 1903 года он вступил в строй Балтийского флота. В начале
сентября броненосец покинул Тулон и взял курс на Порт-Артур. В середине
ноября он вместе с крейсером "Баян" вошел в состав Тихоокеанской
эскадры.
В ночь на 27 января 1904 года, при стоянке на внешнем рейде
Порт-Артура, "Цесаревич" был поврежден взрывом торпеды, выпущенной
японским миноносцем, но остался на плаву и после заделки пробоины с
помощью кессона, вновь введен в строй. После гибели броненосца
"Петропавловск" с командующим эскадрой вице-адмиралом С.О. Макаровым 31
марта 1904 года "Цесаревич" стал флагманским кораблем эскадры БФ. 28
июля 1904 года после боя с японским флотом в Желтом море прорвался в
Циндао, где на следующий день был интернирован правительством Китая.
По окончании русско-японской войны, в феврале 1906 года броненосец
вернулся на Балтику и после ремонта был переклассифицирован в линкоры и
включен в отряд учебного плавания. В составе отряда провел несколько
длительных заграничных плаваний. В декабре 1908 года участвовал в
оказании помощи пострадавшему от землетрясения населению города Мессина
на Сицилии.
В начале 1910 года и в конце 1911 года линкор дважды вставал на ремонт,
во время которого на корабле заменили главные механизмы, котлы и все
305-мм орудия. В августе 1912 года на зачетных стрельбах команда
"Цесаревича" получила "Императорский переходящий приз" за высокую
точность.
В период 1-ой мировой войны линкор прикрывал набеговые и
минно-заградительные действий легких сил флота. С 1916 года входил в
состав сил обороны Рижского залива. После февральской
буржуазно-демократической революции, был переименован в "Гражданин". С
29 сентября по 6 октября 1917 года совместно с линкором "Слава" активно
участвовал в Моонзундской операции.
В декабре 1917 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт, где
остался на долговременном хранении. В годы гражданской войны
артиллерийское вооружение корабля использовалось на речных, озерных
флотилиях и сухопутных фронтах. В 1924 году сдан Комгосфондов для
разборки и 21 ноября 1925 года был исключен из состава РККФ.
Источник: www.rosflot.ru, автор: А.Н. Болосов, кандидат технических наук